Понедельник, 21.08.2017, 05:37
...
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
...

Образование Ижевска: инновационное развитие: Материалы по организации инновационной экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях города Ижевска. Выпуск 2.

// Ижевск: ГОУВПО «УдГУ», 2008. – с.99-103.

 

                                                Н.Н. Овчинникова, учитель начальных классов

                                                МОУ  СОШ № 89

 

 

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на основе деятельностного подхода в обучении математике.


 Древняя римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этой пословицы актуален и сегодня.

            Наше общество меняется как в социальном, так и в экономическом планах, страна перешла к рыночным отношениям, и готовить подрастающее поколение к жизни в данных условиях, формировать у молодежи качества, необходимые для существования в данных и последующих условиях, - вот первостепенные цели обучения.

Учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик. Ведь уже сейчас компьютеризация  окружающего мира приводит к переоценке возможности многих умений и навыков. Особое значение приобретает, например, умение составлять план действий и осуществлять его, умение оценивать правдоподобность полученного ответа, умение строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Цель не в том, чтобы выпускник школы знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать, умел узнавать, добывать информацию, обобщать, анализировать нужные ему знания и решать проблемы в любых ситуациях – и учебных, и профессиональных, и житейских, что и отображено в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Замечено, что устойчивого успеха и в учебе, и в жизни добиваются только те, кто действуют логично, последовательно, непротиворечиво.  Отсюда, школа должна быть не только «школой для всех», но и  «школой для каждого».

Главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а – посредством данного процесса – целостное развитие личности и готовность ее к дальнейшему развитию – за стенами школы.

Какие же качества должна иметь личность, чтобы стать конкурентно способной на современном этапе?

          На этот вопрос отвечают ученые Генри М. Левин и Рассел У. Рамбергер: инициативность, умение сотрудничать, работать в коллективе, взаимное обучение, владение оценочными действиями, коммуникативность, умение логически мыслить,  умение решать проблемы, умение планировать, умение учиться,  умение саморазвиваться. Современная наука определяет достаточно должное место вопросу развития мышления, и именно логическому, которое входит в понятие «интеллект». А значит, хорошее логическое мышление необходимо каждому человеку и развивать его нужно с раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Уже в начальной школе у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

          1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа,

         синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного,

          классификации и др.;

2. высокий рост активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей;

3.высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях.

Если это будет сделано в начальной школе, то значительно облегчится процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы и в дальнейшей жизни.

         «Удачным фундаментом» для развития логического мышления является  учебник  математики Л.Г.Петерсон по программе «Школа 2100» (в основе которого лежит деятельностный подход к обучению).

          Во-первых, при реализации деятельностного подхода в обучении, когда ученик сам выступает в роли исследователя, формируется и активно развивается его логическое мышление и интеллект. Чтобы «открыть» новое знание, учащиеся должны уметь наблюдать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии, выражать в речи наблюдаемые свойства. Во-вторых, в данных учебниках логические задания развивающего характера содержательно включаются почти в каждый урок математики в течение всех четырех лет обучения в начальной школе и органично увязываются с программным математическим материалом. Идет развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификация. Но главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.

            Остановимся более подробно на характеристике видов заданий. Среди первых заданий на развитие логического мышления встречаются задачи на раскрашивание (1 класс). Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги (страничка в учебнике) и цветные карандаши – вот и все, что надо для их решения.  Данные задания вызывают активную деятельность детей. Ознакомившись с условием задачи, дети спешат проверить свои возможности на практике. Они активно работают с простыми фигурами: квадратами, треугольниками, кругами и их частями. Заинтересованность можно усилить, если придать задаче жизненный характер, сделать ее занимательной.  Не следует пренебрегать сказочными сюжетами (см. приложение). С помощью задач на раскрашивание дети учатся логически рассуждать. Это задачи  чаще всего без числовых данных. Дети, даже не зная чисел, учатся сопоставлять и комбинировать. С помощью задач на раскрашивание у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости; они на практике учатся познавать отношения («правее, чем…», «быть одного цвета» и т.д.); устанавливать взаимно-однозначное соответствие между элементами множества (каждой части фигуры соответствует свой цвет и т.п.).  Задачи на раскрашивание знакомят с простейшими элементами современных разделов математики: теории множеств, математической логикой. Предлагаются различные задачи на раскрашивание (см. Приложение 1). Надо найти все перестановки из 3 цветов. Это задание учащиеся должны выполнять самостоятельно после предварительного проговаривание алгоритма решения. В нем дана «подсказка» (указаны все возможные цвета верхних кругов) с тем, чтобы оно было посильно всем детям. В дальнейшем перестановки из трех элементов (предметов, букв, слов, цифр) необходимо систематически включать в устные и письменные задания.  Уже данные задачи помогут внимательному педагогу увидеть детей, испытывающих трудности.

         Общеизвестно, что развитие логического мышления связано с развитием речи. Рассмотренные выше задания, а также аналогичные им требуют от ребенка объяснения, а значит, учат детей рассуждать и математически грамотно выражать свои мысли.  Следовательно, необходимо продолжать эту работу, но уже на следующем этапе, когда задачи усложняются (2-ой класс – см. Приложение № 2).

            Большое место отводится задачам на логический перебор возможных вариантов. (см. Приложение № 3) Но нельзя забывать, что к решению каждой задачи нужно найти свой собственный «ключик».

            Приведенные выше задания способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе. Но выполнение заданий данных только из учебника недостаточно для развития мыслительных операций. Работа по развитию логического мышления должна стать объектом серьезного внимания учителя и систематически проводиться на уроках математики. С этой целью в устную работу на уроке постоянно должны включаться упражнения на логику.

            Например, прием сравнения формируется в заданиях, которые требуют выявления сходства или различия в данных объектах: задания на поиск закономерностей, установление нарушенной закономерности, выделение общих или различных признаков двух или нескольких объектов, расчленение признаков на существенные и несущественные и т.д. При этом предлагаемые задания должны последовательно усложняться.   Уровень овладения приемом можно определить по числу сравниваемых признаков и глубине сделанного вывода. (см. Приложение № 4) Чем больше вариантов ответов способен дать ученик, тем в большей степени развито у него, умение сравнивать и классифицировать.

      Задания, в которых один и тот же объект рассматривается с различных точек зрения, формируют умение анализировать объект. Такими являются задания, в которых надо по-разному прочитать равенство, выражение, назвать все замеченные свойства объекта и т.д. (см. Приложение № 5)

Полезной с точки зрения развития навыков абстрагирования и классификации являются игры  «Пятый лишний», «Лишнее число»,  «Раскрась картинку в соответствии с заданием» (см. Приложение № 6), которые очень любят дети.  Данные упражнения и игры имеют большое значение, так как для мышления многих младших школьников характерна такая особенность,  как однолинейность. Дети либо видят только сходство, не замечая различия, либо отмечают различия, не видя сходства. А ведь овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников.

            Поэтому к окончанию 3-4-го класса учащийся должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

            Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (это процесс самосознания своих актов и состояний), которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

          А как любят дети логические задачи – шутки. Эти задания занимают на уроке 2-3 минуты, но учат детей делать правильные суждения.

Например:

1.      На столе стояло 3 стакана с вишней. Алеша съел 2 стакана. Сколько стаканов осталось?

2.      Когда гусь стоит на одной ноге он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг)

3.      Сколько ягод в пустом стакане?  (Стакан пустой) и т.д.

Чаще всего предлагаемые нами логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса  у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.

         Развитие мышления  является   важной стороной в  развитии личности младших  школьников,  в  частности  ее  познавательной  сферы.  Развитие основных операций  логического  мышления  (анализ,  синтез,  сравнение, умозаключение  и т.  д.)  способствует  развитию  речи, памяти  и составляет основу  деятельностного  подхода  в  обучении (см. Приложение № 7). 

            Несмотря  на все  трудности,  с  какими сталкиваются,  и дети,  и  учитель,   работа по развитию логического мышления  несет  радость  и удовлетворение.  Многие  дети  обретают  уверенность  в своих  силах, учатся  управлять  своими  поисковыми  действиями,  защищать  свои  доводы  и  опровергать  иные  мнения.   У  детей  формируются  не  только  познавательные  способности,  но  и такие  качества личности,  как  выдержка,  настойчивость,  трудолюбие,  самокритичность,  объективность.  Это обусловлено как самой природой нестандартных задач, способ решения которых, как правило, не удается сразу найти, а требуется длительное и внимательное  исследование  их  условий и опробование разных способов  поиска,  так  и  тем,  что  в  условиях  занятий  (уроков)  эти  задачи  решаются  путем   коллективного  обсуждения,  столкновение  и  соотнесение  разных  подходов  к  решению, путем использования деятельностного подхода в обучении.

            Данная  работа будет результативной только при условии систематического включения заданий  по развития логического мышления  в структуру урока на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.  И у каждого учителя есть шанс сформировать у младшего школьника:

·        высокий  уровень  элементарных  мыслительных  операций;

·         высокий  уровень активности,  раскованности  мышления;

·        высокий  уровень  организованности  и целенаправленности, проявляющийся  в  ориентации  на  выделение  существенного  в  явлениях,  что является  необходимым    условием для  успешного  обучения  в среднем  звене.

Если мы хотим,  чтобы  наши дети могли быть  знающими  врачами,  способными  вырабатывать  верные  пути  лечения,  толковыми  юристами,  склонными к  анализу  всех  фактов,  им  необходимо  учиться  мыслить  отвлеченно,  по  правилам,  логически,  освоить  простые  и сложные  виды умозаключений,  обрести  гибкость  и одновременно  непротиворечивость  мышления.  Так давайте  же  дадим нашим   детям  этот  шанс!                  


Список  литературы.

         1. Аблова В.С.  Формирование  элементов  логической  и алгоритмической  грамотности  при  изучении  математики  в  начальной  школе.  //  Начальная  школа  -  1991,  -  №  10  с.  24-34.

         2.  Русанов  В.Н.  Логические  задачи  на раскрашивание.//  Начальная  школа. -  1991.  - №  6.  с.  36-38.

         3.  Яковлева  С.Г.  Развитие  логических  суждений  у  младших  школьников.  //  Начальная  школа.  -  2002.- №  12. -  с.  84-86.


Приложение /ovchinnikova/prilozhenie_1.doc

...
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
...
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz